|Главная | Гостевая книга | Связаться с нами | Форум

Гитарные эффекты Line 6 POD 2 и Johnson J-Station

Некоторые современные гитарные процессоры имеют функции имитации звучания популярных гитарных усилителей. Разные типы имитаторов используются в гитарном оборудовании уже давно — все началось со спикосимуляторов и схем, осуществляющих “утепление” звучания, придание ему “ламповой” окраски. Поначалу это выполнялось аналоговыми устройствами (взять, хотя бы, педали Tech 21 SansAmp и комбики Marshall серии Valvestate). Позже появились и цифровые приборы, реализующие имитацию на основе принципа физического моделирования. И, наконец, имитаторами стали оснащаться уже не только устройства обработки, но и... гитарные комбики. О причинах интереса к имитаторам догадаться несложно: это и высокая стоимость набора имитируемых устройств, и рост доли малых (в том числе домашних) студий, где снимать гитарные усилители микрофонами не всегда возможно. В то же время, компактный и сравнительно недорогой процессор/ предусилитель/ имитатор позволил бы добиться удобоваримого звука при записи гитары “в линию”. Среди подобных устройств особой популярностью пользуются POD 2, выпускаемый американской компанией Line 6, и J-Station, производимый американской фирмой Johnson, находящейся под началом такого “монстра”, как DigiTech.

Предварительный усилитель с процессором эффектов Line 6 POD 2 отличается от предыдущей версии (Line 6 POD) обновленной операционной системой и алгоритмами обработки. Прибор имеет настольное исполнение, 16-битные аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи (частота дискретизации 44,1 кГц), а все внутренние вычисления производятся с разрядностью 18 бит.

По периметру устройства расположены один инструментальный вход, пара несимметричных линейных выходов, выход для наушников (все на джеках), разъем типа RJ-45 для подключения четырехкнопочного педального переключателя FB 4 или ножного контроллера Floor Board, MIDI вход и MIDI выход (пятиконтактные разъемы DIN), переключатель функции A.I.R. Mode Direct/Amp, выключатель питания, разъем для подключения девятивольтового адаптера питания переменного тока (прилагается).

На верхней панели расположены регуляторы общего выходного уровня (Output Level), чувствительности (Drive), трехполосный эквалайзер (Bass, Middle, Treble), регуляторы громкости канала (Chan Vol), уровня реверберации (Reverb), прямого доступа к параметрам эффектов (Effect Tweak), светодиодный дисплей, восемь кнопок (“вверх”, “вниз”, Manual, Tuner, MIDI, Noise Gate, Save и Tap/Hold), вращаемые переключатели Amp Models и Effects/Cab Select. Большинство регуляторов — двойного назначения, их альтернативные функции становятся доступными при удержании в нажатом состоянии кнопки Tap/Hold. Так, регулятор Drive может работать как дополнительный переключатель уровня перегрузки, ручки эквалайзера Bass и Middle выполняют роль регуляторов обратной связи и уровня задержки, регулятор Treble может играть роль переключателя компенсации высоких частот, регулятор Chan Volume — дополнительного увеличения громкости, регулятор Reverb превращается в регулятор времени реверберации, а ручка Effect Tweak позволяет осуществлять точную подстройку параметра текущего эффекта.

Функция A. I. R. (Acoustically Integrated Recording) позволяет имитировать звучание акустических систем пяти конфигураций, или не использовать этот эффект (например, при совместной работе с гитарным усилителем). К сожалению, устройство не имеет возможности выбора пользователем типа моделируемого микрофона и его позиции относительно имитируемой акустической системы — разработчики жестко связывают пресетные настройки микрофона и кабинета. Правда, функция имеет один параметр под названием Ambience, по-видимому, отвечающий за имитацию акустической среды, в которую помещены кабинет и микрофон. Выбор модели имитируемой акустической системы осуществляется ручкой Effects/Cab Select при удерживании кнопки Tap/Hold в нажатом состоянии.

В отличие от предыдущей версии данного прибора, POD 2 предлагает уже не 16, а 32 модели имитируемых усилителей. Выбор модели осуществляется вращаемым переключателем Amp Models, причем для доступа к 16 дополнительным моделям необходимо удерживать кнопку Tap/Hold в нажатом состоянии.

Секция процессора эффектов организована в виде трех групп. К первой группе относится реверберация. Возможен выбор алгоритма (Spring или Room) и настройка основных параметров. Ко второй группе относятся компрессор и модуляционные эффекты (алгоритмы Compressor, Tremolo, Chorus 1, Chorus 2, Flanger 1, Flanger 2). К третьей группе относится задержка. Помимо этого, есть гейт, хроматический тюнер, вау, “педаль” громкости. Тюнер имеет возможность калибровки опорного тона в диапазоне от 436 до 445 Гц шагами по 1 Гц. Быстрый доступ к гейту и тюнеру осуществляется посредством кнопок Noise Gate и Tuner. Эффект “вау” и “педаль громкости” доступны при использовании внешнего MIDI контроллера (например, Floor Board). Допустимо комбинирование задержки с эффектами второй группы и автоматической “педалью громкости” (Swell). Выбор эффектов из второй группы, задержки или указанных комбинаций осуществляется посредством ручки Effects/Cab Select.

Устройство имеет 36 пресетных и 36 пользовательских пэтчей, организованных в две группы по девять банков, каждый из которых содержит по четыре пэтча. То есть, прибор как бы имеет четыре полностью независимых “канала”. С помощью кнопки Manual производится перевод устройства в ручной режим работы, когда на звук непосредственно влияет текущее положение регуляторов.

В качестве компьютерной “управлялки” к прибору прилагается специальная версия известного программного редактора Emagic SoundDiver — SoundDiver POD 2.1. Эта программа дает быстрый доступ ко всем параметрам, в том числе к специфическим настройкам моделей усилителей и эффектов, недоступных при использовании физических органов управления устройства.

В число аксессуаров входит сумка для хранения и переноски прибора POD Carry Bag, а также наклонная металлическая подставка POD Mount, которая может крепиться к микрофонной стойке или ставиться на комбик.

Предусилитель и процессор эффектов Johnson J-Station в соответствии с современными тенденциями в области цифровой обработки имеет 24-разрядные аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи (частота дискретизации 44,1 кГц). Вся внутренняя обработка также 24-разрядная. Необходимая вычислительная мощность достигается за счет двухпроцессорной архитектуры. Устройство настольное, имеет один инструментальный вход, пару несимметричных линейных выходов, стереовыход для наушников (джеки), цифровой выход формата SPDIF (RCA), разъем для подключения трехкнопочного педального переключателя (джек), MIDI вход и MIDI выход/сквозной (пятиконтактные разъемы DIN), переключатель режима работы MIDI входа, разъем для подключения девятивольтового адаптера питания переменного тока (адаптер прилагается) и выключатель питания. MIDI вход может работать в обычном режиме, или как вход для подключения напольного контроллера Johnson J 8 (имеет шесть переключателей и одну педаль). В последнем случае через разъем передается напряжение питания, так что при подключении MIDI оборудования следует проявлять внимательность. Использование трехкнопочного педального переключателя Johnson J 3 позволяет осуществлять выбор банка и пэтча.

Устройство способно имитировать звучание 14 моделей гитарных усилителей, трех моделей басовых усилителей и акустических гитар двух типов. Обновление двух моделей усилителей (More A1 и More A2) допустимо путем модернизации операционной системы прибора, новую версию которой можно получить на сайте производителя (www.johnson-amp.com).

Спикосимулятор предлагает имитацию 11 моделей акустических систем, или возможность не использовать этот эффект.

Секция процессора эффектов содержит блоки компрессора (с возможностью работы в частотно-зависимом или частотно-независимом режимах), гейта, реверберации (13 алгоритмов: Club, Studio, Bathroom, Plate, Soundstage, Garage, Hall, Church, Arena, 2 Spring 7", 2 Spring 14", 3 Spring 14", Rattle & Boing), задержки (четыре алгоритма: Mono Delay, Analog Delay, Pong Delay, Analog Pong Delay), вау, модуляционных эффектов и смещения высоты тона (семь алгоритмов: Chorus, Flanger, Phaser, Tremolo, Rotary Speaker, Envelope Filter, Pitch/Detune). Одновременно может выполняться не более одного алгоритма из каждого блока. Настройки объединяются в 30 пресетных и 30 пользовательских пэтчей, организованных в виде групп по 10 банков, каждый из которых содержит по три пэтча.

На верхней панели прибора расположены регулятор чувствительности (Gain), трехполосный эквалайзер (Treble, Mid, Bass), регулятор громкости текущего пэтча (Level), регулятор общей громкости (Master Vol), ручка выбора модели имитируемого усилителя (Model Select), ручка ввода данных (Data), регулятор уровня реверберации (Reverb), регулятор уровня задержки и обратной связи (Delay/Fback), регулятор уровня выбранного эффекта и одного из его основных параметров (Effects/Speed), а также семь кнопок с подсветкой (Shift, Effect Type, Comp, Tap-It, Gate, Tuner/Utility, и Store). Названия выбранных модели усилителя и эффекта подсвечиваются. Номера пэтчей, значения параметров и прочая информация отображаются на двухсимвольном буквенно-цифровом светодиодном индикаторе. Встроенный хроматический тюнер имеет возможность калибровки опорного тона в диапазоне от 427 Гц до 453 Гц шагами по 1 Гц, а также возможности альтернативной настройки, пониженной на полутон, целый тон и полтора тона. Есть трехсегментный индикатор настройки.

Прибор имеет три режима редактирования параметров: режим поверхностного редактирования (Top Level Edit Mode), режим глубокого редактирования (Deep Level Edit Mode) и режим утилит (Utility Mode). Режим поверхностного редактирования (обычный) позволяет редактировать основные настройки выбранного пэтча. Значения же всех 40 параметров устройства можно изменять в режиме глубокого редактирования. Для входа в этот режим необходимо нажать кнопку Shift и удерживать ее в нажатом состоянии дольше трех секунд.

Режим утилит открывает доступ к множеству дополнительных настроек. Вход в этот режим осуществляется путем нажатия кнопки Shift, а затем кнопки Tuner/Utility. Утилита Assign позволяет при совместной работе с напольным контроллером J 8 назначать на его педаль экспрессии один из 14 параметров, а также устанавливать значения параметров при крайних положениях педали. Утилита Output Mode позволяет конфигурировать выходы для работы в стерео или в моно режиме.

Утилита Dry Track позволяет подавать на цифровой выход сигнал, не обработанный блоком эффектов, независимо от значения параметра Effect Position. В режиме утилит также возможна регулировка уровня сигнала на цифровом выходе (Digital Output Level), глобальное отключение спикосимулятора вне зависимости от настроек текущего пэтча (Global Cabinet Emulator), что полезно для совместной работы с гитарным усилителем, возможность совмещения MIDI выхода с функцией сквозной передачи поступающих на MIDI вход сообщений (Thru) и смешивания их с сообщениями, производимыми самим устройством (MIDI Loop Back), выбор MIDI канала (MIDI Channel), передача посредством MIDI всех настроек пэтчей и утилит (Sysex Dump), инициализация устройства (Factory Reset). При совместной работе с напольным контроллером J 8 необходима калибровка его педали. Эту функцию выполняет утилита Calibrate.

Значения почти всех параметров (за исключением некоторых настроек утилит) могут изменяться в реальном времени посредством MIDI. Прилагаемый программный MIDI редактор J-Edit для Windows позволяет существенно упростить и ускорить процесс создания и редактирования пэтчей, а также дает доступ к настройкам утилит.

Микшер Mackie CR 1604 VLZ

Микшерный пульт Mackie CR 1604 VLZ американской фирмы Mackie Design стал своеобразным символом восьмиканальных домашних и небольших коммерческих студий.

Что первое бросилось мне в глаза при прочтении названия микшера? Ну конечно три буквы..., образующие ничем не компрометирующее себя сочетание VLZ, означающее, что схемотехника пульта обеспечивает низкое полное сопротивление, благодаря которому уровень собственных шумов составляет -90 дБ. Микшеры других фирм с таким реальным уровнем собственных шумов имеют довольно внушительные цены.

Аппарат, помимо улучшенных технических характеристик, отличает от предыдущей модели наличие в нем четырех подгрупп, сигнал на которые можно подавать с каналов после регулятора панорамы. Сигнал с самих подгрупп можно направить на главную шину микширования и на собственные выходы подгрупп для записи или последующей обработки. Шестнадцать симметричных микрофонных входов отменили необходимость покупки расширителя XLR 10, а шестнадцать канальных разрывов (Insert) предоставляют возможность подключения внешней обработки на любой канал. Но что является существенным достоинством новой модели микшерного пульта, так это эквалайзер с параметрической регулировкой средних частот на каждом канале и прямые выходы с первых восьми каналов. Регуляторы чувствительности (Trim) теперь расположены на верхней панели, что намного удобнее, чем на модели CR 1604. Возле регуляторов нанесена двойная сетка отображения уровня сигнала для микрофонного и линейного входов.

Система посылов (AUX) состоит из двух частей. Первая содержит два регулятора, управляющих уровнями сигнала, взятого до или после фейдера в зависимости от состояния общего для них переключателя Pre/Post. Вторая часть состоит из двух регуляторов уровня сигнала, взятого после фейдера, с переключением на посылы 3/4 и 5/6. За секцией посылов на эффекты следует секция эквалайзера с кнопкой фильтра низких на частоте 75 Гц, кнопка “заглушения” канала (Mute), кнопка включения режима прослушивания (Solo/PFL/AFL) и кнопка подключения канала к главной шине микширования и шинам подгрупп. Мастер-секция содержит несколько интересных сюрпризов. Первый из них — очень мощная система Control Room, позволяющая прослушивать через студийные мониторы или наушники сигнал на главной шине микширования, подгруппах, возвратах с эффектов, первых двух посылах и на шине прослушивания. В зависимости от состояния переключателя Level Set PFL/AFL сигнал на шину “прослушивания” отбирается после фейдера (AFL) или до него (PFL). Сюрприз второй — регуляторы обратной связи от первого и второго возвратов с эффектов до первого и второго посылов. Это позволяет, например, добавить реверберации в концертные мониторы при подключении выхода ревербератора к первому или второму возврату с эффектов. Сигнал с третьего возврата с эффектов, имеющего переключатели Main Mix/To Subs и 1-2/3-4, также можно направлять на подгруппы. И, наконец, третий сюрприз — разъем для подключения двенадцативольтового светильника находится на главной панели, в отличие от предыдущей модели, на которой он располагался на подвижном блоке коммутации и пользоваться этим разъемом при повернутом назад блоке было весьма затруднительно.

Прямые выходы на первых восьми каналах CR 1604 VLZ позволяют послать на магнитофон сигнал после обработки, включенной в разрыв, эквалайзера и фейдера пульта. Производить запись нескольких дорожек с одновременным использованием разрыва канала для подключения внешней обработки — желание естественное и трудновыполнимое при помощи микшеров других фирм этой ценовой категории, не имеющих прямых выходов с каналов.

В пульте используется разъем для разрывов особой конструкции, перешедший к CR 1604 VLZ от других моделей микшеров компании Mackie, где он был необходим для того, чтобы на одном разъеме получить и разрыв и прямой выход. При включении в этот разъем “джека”, после первого щелчка разъем работает как прямой выход с соответствующего канала, причем сигнал берется до фейдера и эквалайзера. Уникальность данного разъема заключается в том, что при неполном включении “джека” сигнал продолжает поступать на главную шину микширования независимо от подключений к разрыву, что на пультах других фирм приводит к обрыву сигнала. После второго щелчка, разъем работает как обычный разрыв.

Однако, позволю себе вернуться к своим проблемам записи и микширования. Начал я работу на пульте с небольшого тестирования: подключил все каналы к главной шине микширования и вывел все фейдеры на отметку 0 дБ в “надежде” услышать шум, но этому не суждено было сбыться: шума я не услышал. После этого я проделал вещь, которую запрещается делать просто из соображений морали: подключил посыл на эффекты к входу дисторшна, а сигнал с его выхода к возврату с эффектов — шума нет. Проделав еще несколько подобных процедур, я убедился, что шумовые характеристики данного пульта меня устраивают и стал делать пробные записи. Обойдя всех знакомых музыкантов и выпросив у них всю нормальную аппаратуру обработки звука и кучу кабелей, я приступил к делу. Решив для начала прописать свою гитару “в линию”, подключил выход дисторшна прямо в пульт и стал прощупывать эквалайзер. На 3 дБ поднял бас, регулятор установки частоты на фильтре средних частот установил примерно на 7500 Гц и поднял ее на 4 дБ, верха подрезал на 2 дБ. Из усилителя пошел мягкий и четкий звук. К разъемам выхода на магнитофон (Tape Out) я подключил магнитофон и записал несколько риффов и фраз. При воспроизведении все было хорошо, кроме того, что из-за отсутствия в процессе записи пары динамик — микрофон звук получился какой-то “цифровой”, причем оцифрованный с частотой килогерц двадцать и разрядностью восемь бит. Покрутив эквалайзер, я “повысил частоту семплирования килогерц до тридцати”, но это все равно было далеко не то, что нужно.

После этого мной было перепробовано еще несколько различных способов записи гитары “в линию”: к примеру, прямой выход с канала, к которому был подключен дисторшн, я подключил к линейному входу другого канала и этот канал подключил к главной шине микширования. Это дало мне возможность использовать для коррекции звука последовательно включенные эквалайзеры обоих каналов, а именно их параметрическую середину. Регуляторы частоты были установлены на 7500 Гц и 3500 Гц, уровни были подняты на 4 и 3 дБ соответственно. В результате такого эксперимента “частоту семплирования и разрядность” увеличить не удалось. Люди, если вы играете хард, никогда не прописывайте гитару “в линию” без спикосимулятора: это вредно для здоровья!

Кстати о спикосимуляторе: была у меня “самопальная” примочка, в которую он был встроен. Сделав запись с ней, включенной в разрыв, я наконец-то получил на выходе более-менее нормальный звук. Правда ему не хватало динамики и жизни. На этом эксперименты с записью гитары “в линию” я решил закончить.

Взяв из имеющегося арсенала микрофон Audio-Technica ATM 29 HE и подключив его в пульт на один из каналов, имеющих прямой выход, я записал несколько фраз и риффов, ставя микрофон в разных местах около усилителя. Регуляторы уровней частот на канальном эквалайзере для этой записи я установил на отметку 0 дБ. Для микрофона было выбрано оптимальное место — немного сбоку от направления оси динамика. На усилителе была выдвинута середина и низ, что, в сочетании с характеристиками микрофона, дало при воспроизведении дышащее и четкое звучание моей гитары.

После поиска собственного звучания гитары, процесс которого описать невозможно, я начал экспериментировать с обработкой, в качестве которой у меня были задержка-модулятор Ibanez с разъемами прямого и обработанного выходов, гитарный процессор DigiTech RP 1, компрессор/лимитер Behringer MDX 2000, басовый процессор DOD TR 3 B и процессор эффектов DOD R 512. В случае работы с гитарным процессором я часть эффектов использую непосредственно при записи, а часть при сведении. Были проделаны следующие подключения: звук с гитарной дорожки магнитофона был возвращен на канал, который, в свою очередь, был подключен в никуда; к третьему посылу на эффекты я подключил RP 1, его выходы — на третий возврат; в разрывы основного выхода (Main Insert) — DOD R 512 и Behringer MDX 2000, которыми были в общее звучание соответственно добавлены реверберация и небольшая компрессия. При использовании общего процессора я все подключаю по другому. Вообще существуют масса способов записи гитары, но описывать их я не буду, поскольку пишу про пульт.

Одно из основных достоинств микшера сразу же проявило себя. Только на микшерах, имеющих подгруппы, можно снимать сигнал с посыла и при отжатых кнопках подключения канала к подгруппам и главной шине микширования сигнал на них поступать не будет. Такой способ подключения канала я назвал “подключением канала в никуда”. Сигнал с гитарной дорожки пошел через эквалайзер на гитарный процессор без обхода и добавления к обработанному сигналу необработанного, как это было бы при использовании, например, микшера Mackie CR 1604 или Mackie MS 1202. Добавив процессором к звучанию гитары немного хоруса, задержки и реверберации, я получил большое удовольствие от звучания своей гитары. Подключение выходов процессора к третьему возврату дало мне возможность подать обработанный звук гитары на пару подгрупп и, при помощи их фейдеров, расположить его в стереобазе.

Бас я прописывал с небольшого транзисторного комбика Fender через микрофон Audio-Technica ATM 25. Очень порадовало меня отсутствие уханья и гула в области от 50 до 120 Гц. При подъеме низов для восстановления нормального уровня сигнала была нажата кнопка Low Cut. Вообще, это очень полезная кнопка. Она срезает низы на частотах ниже 75 Гц. Так что при записи баса особых проблем с настройкой звука не было.

Что хочется особенно отметить, так это чрезвычайно широкий диапазон регулировки частоты настройки эквалайзера. Его параметрическая середина великолепно подходит для коррекции звучания гитары и баса и придает особую прозрачность обшей картине звучания.

Что касается записи синтезатора, то во время ее я использовал только секцию средних частот эквалайзера в сторону завала.

Теперь немного о сведении. Если внимательно посмотреть на пульт около отметки “минус бесконечность” на фейдерах каналов 9-16, то можно увидеть характерные для консолей конфигурации Split Monitoring надписи: Trak1, Trak2, ..., Trak8. Каналы 9-16 как бы зарезервированы для возвратов с магнитофонных дорожек и пульт как будто разделен на две части, одна из которых предназначена для записи на восьмиканальный магнитофон (ее каналы имеют прямые выходы), а другая — для сведения.

Хочу отметить одно из самых главных преимуществ микшера Mackie CR 1604 VLZ перед микшером Mackie CR 1604 — наличие четырех подгрупп, о которых упоминал. Подключив нужное количество каналов к паре подгрупп и подав сигнал с их выходов на процессор, я получил возможность обработки этих каналов одним набором эффектов. При таком подключении выходы процессора можно вернуть на свободные каналы или на возврат с эффектов. Первую пару подгрупп я использовал для добавления хоруса к партии ритм-гитары, которая была прописана в “Double Track” со строгим разделением по каналам. Бас при сведении обрабатывался процессором DOD TR 3 B (при помощи четвертого посыла и возврата), которым была добавлена компрессия. Гитара обрабатывалась процессором DigiTech RP 1 через третий посыл и возврат. Почему я выбрал именно третий возврат? Все очень просто: только он имеет возможность подключения к любой паре подгрупп, что позволяет регулировать панораму обработанного звука гитары. Синтезатор при сведении был лишен какой-либо обработки из-за отсутствия последней. В главном разрыве остался Behringer MDX 2000. Гибкая система мониторинга, а именно функция Solo Pre Fader Listen, предоставила мне возможность проанализировать и выставить уровни сигналов на всех входах, возвратах с эффектов, подгруппах и выходах. На этом этапе работы еще один “умный” переключатель AFL/PFL “устанавливает линейку индикаторов уровня над каждым каналом” путем подключения соответствующего канала к шинам так называемой прослушивания, которая в свою очередь подключается к выходному индикатору.

Что касается удобства работы, то микшер Mackie CR 1604 VLZ является бесспорным победителем среди аппаратов подобного рода. Особенно радует ребристая пластиковая подставка под руки, придающая ощущение работы за большим студийным пультом.

 В начало...



Hosted by uCoz