|Главная | Гостевая книга | Связаться с нами | Форум

Buzz Tracker

BUZZ

Итак, как мне начать обзор лучшей части трекерного софта эры Windows? Для начала попрощаюсь с лучшими программами прошлого - Impulse tracker и Fast tracker. Это не значит, что я полностью их заброшу, нет конечно. Просто я все больше и больше времени буду уделять Buzz.


Что такого особенного в Buzz?

На меня произвел большое впечатление программный синтезатор AXS. Хорошая идея - одновременно использовать синтезатор и трекер, оба в одной программе. Был еще другой вариант - писать mod'ы в ReBirth, однако и там нехватало достаточно хорошего трекера. Понимаете, неплохо было бы слышать тему струнных на фоне звуков 303-их ударных...

Итак, комлексная аудиопрограмма с революционно новым подходом к трекерному программированию, сочетание синтезатора, трекера и эффект-процессора дает музыканту невиданную ранее свободу при создании произведения. К тому же Buzz распространяется по очень приятной цене - бесплатно.

Установки процессоров

Перед созданием мелодии необходимо установить параметры процессоров (конечно, по мере создания, один за другим. Не могу представить человека, который бы сразу установил параметры всех процессоров, всех палитр и затем все в кучу смешал...). Но что такое "процессор"?

В экране процессоров (F3 - machine screen) вы можете создать два типа процессоров - генераторы и эффекты. В начале работы вы увидите только один процессор - Основной (Master). Этот процессор управляет выводом звука. Если вы не свяжете другие процессоры с основным, вы ничего не услышите. Это как на CD-проигрывателе установить полную громкость, но не воткнуть наушники. Каждый задействованный процессор должен быть связан с Основным.

Генераторы

Генератор есть процессор для создания звука (файлы генераторов находятся в \gear\generators\*.dll и грузятся при запуске Buzz. Это позволяет использовать нестандартные генераторы, которые вы можете скачать из интернета или создать сами, если знаете как. Большинство генераторов создано господами Jeskola и Geonik. Все генераторы могут быть связаны напрямую с Основным процессором либо процессором Эффектов. К сожалению, связать генераторы между собой нельзя.

Эффекты

Процессоры эффектов преобразуют и изменяют звук генераторов. Аналогично генераторам, можно подключать дополнительные. Buzz имеет два хороших эффекта - Delay и Flanger, которые я рекомендую использовать в вашей композиции. Большой плюс Buzz это возможность написать палитру с набором эффектов (без нот). Лучший способ проверить это - создать короткий простейший loop и повертеть регуляторы (экран на клавише F3)

Да, кстати, я до сих пор не сказал, как соединять процессоры между собой: держите клавишу SHIFT и мышью тащите возникшую линию к другому процессору.

Редактор палитр

Редактор палитр в Buzz похож на стандартный редактор в старых трекерах (Fast tracker, Impulse tracker), поэтому прост в понимании для их знатока, но довольно сложен для новичка. Он придерживается WYTIWYH (what you type is what you hear - что напишете, то и услышите).

Редактор палитр писался для людей, привыкших к ранним трекерам. Однако в Buzz'е этот редактор отнюдь не основной и далеко не лучший способ написания модуля. Старайтесь изучить другие особенности трекера, с их помощью можете получить результаты покруче.

Секвенсор

Это мощная присадка для установки точных параметров модуля. Он прост в использовании и обладает функциями, знакомыми вам по другим программам. Секвенсор - необходимая часть создания законченного музыкального произведения.

Музыкальный редактор BUZZ для IBM PC

В мире трекеров существует множество программ, достойных описания. Но я хотел бы остановиться именно на трекере/синтезаторе BUZZ. Основная причина моего выбора - возможность создания качественной музыки без постобработки финального микса. Как известно, самыми популярными трекерами на сегодняшний день являются Fast Tracker (FT) и Impulse Tracker (IT) . Но при всех своих достоинствах, они имеют один общий недостаток, сводящий на нет все старания компьютерного музыканта. Этот недостаток - необходимость постобработки финального микса. Необходимость постобработки объясняется потребностью в более качественном звучании микса, чего невозможно добиться при использовании средств только одного трекера. Самый распространенный способ постобработки при использовании FT и IT - поканальное сохранение дорожек непосредственно из трекера, с последующей их обработкой различными эффектами в редакторах типа SoundForge, WaveLab, CoolEdit и сведением их в общий микс с помощью программ Samplitude, Saw+ или Acid .

Еще одним камнем преткновения является создание сэмплов. В принципе эта проблема разрешима тремя способами - покупкой синтезатора или модуля с MIDI-клавиатурой, приобретением компактов с готовыми сэмплами или изготовлением сэмплов самому. Появление синтезатора само по себе исключает использование трекера. На существующих в данный момент компактах с библиотеками сэмплов можно найти очень не много материала, пригодного для использования (максимум 20% сэмплов со всего диска могут быть реально использованы для написания музыки). Поэтому самым распространенным способом решения данного вопроса является изготовление сэмплов вручную, т.е. с помощью специальных программ. Самыми распространенными программами для изготовления сэмплов являются Generator, Orangator, Retro AS-1, Audio Architect, VAZ . Но, к сожалению, изготовить звук точно имитирующий "фирменный" тембр какого-нибудь синтезатора очень сложно (хоть и возможно).

В трекере/синтезаторе BUZZ совмещены функции трекера и создателя сэмплов. Также можно подгружать внешние сэмплы в формате WAV (44100, 16Bit, Mono) или подключать внешние модули MOD (Scream Tracker) или IT (Impulse Tracker) и использовать их сэмплы. Хотя надо заметить, что подгрузка сэмплов в BUZZ нужна, в основном, для создания партий барабанов и эффектов. Для барабанных партий используется подключаемый модуль PSI Corp. (House, Goa, Drum'N'Bass, Jungle барабаны). А эффекты можно реализовать средствами самого BUZZ.

Вообще, BUZZ лучше использовать для написания качественной электронной музыки. Если же возникло желание написать симфонический хит, лучше использовать секвенсоры типа Cakewalk, Cubase или Logic Audio Platinum .

Вообщем Вы скачали BUZZ. Что же делать дальше?


БЫСТРОЕ НАЧАЛО

Для начала необходимо корректно установить аудио устройство. Для этого зайдите в View/Preferences. Выберите драйвер Вашего аудио устройства (желательна поддержка DirectX) и кликните на кнопку Config.

В поле Device выберите Ваше аудио устройство. Затем выберите параметры:

    Latency - максимум,
    CpuLag - максимум,
    Resolution - 8x,
    Dithering - включено,
    Timing - 20ms.

То есть все параметры желательно выставить по максимуму. После всех установок следует протестировать звук. Это можно сделать после загрузки демо сонга - File/Open. Воспроизведение клавиша F5 или клик на соответствующую иконку на панели управления BUZZ.

Также можно установить пути к сэмплам (View/Preferences/WaveTable) и при наличии MIDI-клавиатуры реализовать ее включение в BUZZ (View/Preferences/MIDI Input).

Следует отметить, что BUZZ требует немалых системных ресурсов и ресурсов центрального процессора. Минимальная конфигурация для запуска BUZZ - Pentium 133, 16Mb. Для идеальной работы "без тормозов" - Pentium 200, 32Mb.

Основная концепция BUZZ

Основной концепцией редактора BUZZ является принцип Generator->Effect->Master. То есть принцип очень прост - мы создаем генератор звука - машину (встроенный генератор звуков BUZZ или загруженный сэмпл) и пропускаем этот звук через ряд эффектов (reverberation, delay, chorus, flanger и т.д.) с последующим подключением к Master. Чтобы создать новую машину кликните на View Machines (клавиша F3 ) и 2 раза кликните на бэкграунде BUZZ. Выберите машину или эффект, нажмите ОК. Все машины и эффекты должны быть подключены к Master, в противном случае Вы ничего не услышите.

Соединение машин

Допустим необходимо соединить машину с Master. Для соединения машины с Master нужно, удерживая клавишу SHIFT, кликнуть на машину и, не отпуская клавиши мышки, провести появившуюся линию до Master. В итоге мы получим машину соединенную с Master. Посередине линии соединения мы увидим треугольник. Если кликнуть на нем правой клавишей мыши - можно выбрать одну из 2 опций. Disconnect Machines - рассоединение машин и Signal Analysis - анализатор спектра сигнала (при звучащей машине мы сможем увидеть спектр сигнала, идущего от машины к Master). При соединенной машине, внизу у нее появиться полоса прокрутки - это панорама. Кликнув 2 раза на машину, мы получим список параметров сигнала, которые мы сможем изменить. К машине также можно подключить любой количество эффектов.

Программирование машин

Теперь, когда Вы создали свою первую машину и подключили ее к Master, нужно заняться ек программированием. Кликните на Pattern Editor ( F2 ) и выберите машину, которую Вы хотите запрограммировать ( ALT-M ). CTRL-ENTER создает новый паттерн, а CTRL-+ создает новые треки в паттерне (как каналы в трекере). Pattern Editor работает так же как и во всех трекерах типа Fast Tracker и Impulse Tracker . Перемещение по Pattern Editor осуществляется клавишами курсора, а также клавишами " PageUp " и " PageDown ". Также действуют клавиши " BackSpace " и " Delete " для удаления. Если Вы до сих пор не разбираетесь в трекерах, обратитесь на сайт MAZ-Sound за более детальной информацией. Передвигаясь по полям Pattern Editor, Вы можете наблюдать внизу коментарии, которые помогают начинающим трекерщикам в освоении BUZZ. Все параметры созданной Вами машины могут быть изменены в реальном времени (real-time). Для этого войдите в View Machines ( F3 ) и 2 раза кликните на машину.

Пример программирования машины Jeskola Bass-2

Машина Jeskola Bass-2 (как и остальные) очень проста в использовании. Кликнув 2 раза на машине, Вы можете изменить любой ее параметр в реальном времени. В машине Jeskola Bass-2 этих параметров несколько. Рассмотрим их по порядку.

    CutOff (частота среза фильтра)
    Resonanse (резонансная частота фильтра)
    EnvMod (частота модуляции)
    Decay ("разложение" звука)
    WaveForm (форма сигнала) - sine, sawtooth, pulse, triangle, noise
      sine - синусоидальные импульсы
      sawtooth - пилообразные импульсы
      pulse - прямоугольные импульсы
      triangle - треугольные импульсы
      noise - искаженные импульсы (шум)

В Pettern Editor также возможно редактирование таких параметров как:
volume, lenght of note и slide end note

    volume - громкость
    lenght of note - длительность звучания ноты
    slide end note - "съезд" ноты

Хотелось бы объяснить смысл эффекта slide end note. Если у Вас в поле Note стоит С-4 , а в поле slide end note стоит С-5 , то при воспроизведении Вы услышите как нота С-4 будет "съезжать" вверх к ноте С-5 . То есть Вы получите один сплошной звук ноты С-4 , высота которой будет стремиться вверх к ноте С-5 .

Следует заметить, что желаемые тембра следует получать посредством изменения параметров именно машин типа Jeskola Bass и добавлением к ним эффектов.

Программирование машины Jeskola Tracker

Программирование этой машины сродни программированию машины Jeskola Bass. В окне Track Editor Вы можете изменять высоту ноты, громкость и применять к сэмплу эффекты.

Список эффектов машины Jeskola Tracker:

    01 - Volslide Down
    02 - Volslide Up
    03 - Porta Down
    04 - Porta Up
    05 - Tone Porta
    06 - Vibrato
    0A - Wave Offset
    0B - Detune
    0C - Note Cut
    0D - Note Delay
    0E - Retrig

Во втором поле Track Editor должен стоять порядковый номер сэмпла (wave), предварительно загруженного в WaveTable ( F9 )

Wavetable

Для работы с WaveTable, он должен быть настроен в основных параметрах BUZZ (View/Preferences/WaveTable). Здесь следует нажать клавишу Add и выбрать директорию, где у Вас находятся сэмплы. Затем нажать ОК. В списке Wave Directories должна появиться выбранная Вами директория. Жмите ОК и переходите в окно WaveTable ( F9 ). Справа в углу мы сразу увидим список директорий с сэмплами. Любой сэмпл можно прослушать, 2 раза кликнув на нем левой кнопкой мыши. Если сэмпл подходит следует нажать клавишу "<<" и сэмпл будет загружен в WaveTable редактора. Таким образом можно загружать и другие сэмплы, но при этом не забывая менять номер загружаемого сэмпла (левая верхняя колонка). Также можно сохранить уже загруженные сэмплы в формате WAV (44100, 16Bit, Mono) посредством нажатия клавиши ">>".

Использование Sequence Editor

В Sequence Editor происходит построение песни. Вы назначаете время игры патерна для каждой машины (каждого инструмента) в отдельности. Для создания нового машинного трека нажмите CTRL-ENTER . CTRL-B назначает начало песни (лупа), а CTRL-E - конец песни (лупа).

Список с правой стороны показывает все возможные варианты выбора готовых патернов для данного интсрумента. Кроме выбора патернов возможен выбор mute (клавиша "-") или brake (клавиша ","). Выбор патернов осуществляется нажатием на соответствующие клавиши - от 0 до 9 и от a до z .

MACHINES

Машины могут генерировать или изменять звук. Генераторы генерируют звук, а эффекты изменяют его. Ниже приведен список машин с коротким их описанием. Вы также можете сделать машины сами, используя Visual C++. Примеры машин с исходниками находятся в директории DEV.

Генераторы (Generators)
    Jeskola Bass - A 303 style bass.
    Jeskola Bass 2 - A 303 style bass also, just a better one.
    Jeskola Bass 3 - Another 303 style bass.
    Jeskola ES-9 - An early synth.
    Jeskola Noise Generator - Just a noise generator.
    Jeskola Organ - A nice organ, hehehe.
    Jeskola Tracker - A sample based tracker.
    Jeskola Trilok - A nice 303 bass drum.
    Jeskola WaveIn - A wave in.
    Geonik's PrimuFun - The PrimiFun Synth.
    Geonik's Plucked String - A nice string synth.
    Geonik's Omega Synth - Well it's an omega-1.
    Geonik's DX Input - Allows live sound input.
    Lipid IT Loader - Loads IT sample files.
    Rout 808/909 - 808/909 style drum kits
    Delta - Delta Synth
    WaveAss - Mouse Drawing Synth
    JoyPlug - Joystick Control Synth
    PSI Corp's Drum&Ass - Drum Kit Pak (Goa,Jungle,Drum'N'Bass)
Эффекты (Effects)
    Jeskola Wave Shaper - Applies different shapes to waves.
    Jeskola Reverb - A mono reverb effect.
    Jeskola Stereo Reverb - A stereo reverb effect.
    Jeskola Reverb 2 - A enhanced mono reverb effect.
    Jeskola NiNjA dElaY - A really cool stereo delay.
    Jeskola Flanger - A nice flanger effect.
    Jeskola Filter - Filters out selected sound ranges.
    Jeskola Filter 2 - An enhanced filter.
    Jeskola EQ-3 - A 3 band equalizer.
    Jeskola Distortion - A distortion effect.
    Jeskola Delay - A mono digital delay.
    Jeskola Cross Delay - A stereo digital delay.
    Jeskola Chorus - A mono chorus.
    Geonik's Saturator - A volume limited distortion.
    Geonik's Resonator - A two pole IIR resonator.
    Geonik's Overdrive - Another distortion effect.
    Geonik's Overdrive 2 - The recommended overdrive.
    Geonik's Gate - The opposite of a compressor.
    Geonik's Gapper - Just inserts gaps of silence into the input sound.
    Geonik's Expression - A really sweet effect.
    Geonik's Expression 2 - More of a really sweet effect.
    Geonik's Dolby Surround - A Dolby surround encoder.
    Geonik's DF Filter - Creates some interesting sounds.
    Geonik's Compressor - A compressor.
    Geonik's AutoPan - Positions and moves sounds in the stereo spectrum.
    Geonik's Amplitude Modulation - Creates a slow tremolos to unusual sound distortions.
    Geonik's 2p Filter - A lowpass and highpass filter.
    Asedev sSpread01 - Positions sound in a room.
    Asedev Psycho01 - A room simulator or spectral enhancer.
    Asedev Gain01 - A gain effect.
    Asedev Gain02 - Another gain.
    Asedev Gain03 - One last gain.
    Asedev a4pFilter01- A resonant 24dB filter.
    Asedev a2pFilter01 - A less aggressive resonant 24dB Filter.
    Chimp's FXor - Pretty much a ring modulator.
    Chimp's Power Convertor+ - Wraparound distortion with inertia.
    Chimp's PitchShifter - A pitch shifter.
    Chimp's PitchShifter v1.0 - A pitch shifter too.
    Dave's Smoother Drive - A simulated tape saturation/valve distortion.
    Muon Smoother Drive - Another SmootherDrive.
    Rout Splitter - Splits a mono signal into stereo.
    RnR Distortion - This is a distortion machine.
    KBP's Reversor - A nifty smooth sound reversor.

BUZZ с нуля

(Небольшая инструкция по созданию модуля в BUZZ tracker.)


Buzz уже запущен? ОК, поехали.

Нажмите клавишу F3, чтобы переключиться в окно MACHINES (генераторы и эффекты). Единственный генератор, которую вы увидите, это "Master" - основной процессор, всегда находящийся на экране и управляющий микшированием и выводом звука.

Теперь щелкните правой кнопкой мыши на пустом месте и выберите пункт "New machine". Появится окошко с выбором типа машины - генератор или эффект. Сначала давайте установим генератор, чтобы написать простейшую мелодию. Раскройте пункт "Generators" и выберите, например, "PrimiFun". Новый генератор появился на поле, теперь держите клавишу Shift и с нажатой левой кнопкой проведите мышью от нового генератора до Master - они будут соединены тонкой линией. Что мы сделали? Мы направили звучание от PrimiFun напрямую к выходу Master. Без этого действия вы бы впоследствие не услышали никакого звука.

Тажке, для нормального звучания PrimiFun, необходимо немного поправить его параметры. Правой кнопкой щелкните на машине, выберите пункт "Parameters...". В появившемся окошке измените значение регулятора "0-Decay" на "158.5 ms" - получится приятный pluck.

Теперь напишем простенькую тему для генератора PrimiFun. Жмем F2 (окно PATTERN EDITOR - да-да, почти как в обыкновенном трекере), затем создаем новую палитру нажатием клавиш CTRL+ENTER,ENTER и в появившейся палитре прописываем следующее:

0 C-4 .. .. .. .. 01 10 .. 30
1 E-4 .. .. .. .. 01 10 .. 30
2 G-4 .. .. .. .. 01 20 .. 30
3 C-5 .. .. .. .. 01 20 .. 30
4 E-5 .. .. .. .. 01 30 .. 30
5 G-4 .. .. .. .. 01 30 .. 30
6 C-5 .. .. .. .. 01 40 .. 30
7 E-5 .. .. .. .. 01 40 .. 30
8 C-4 .. .. .. .. 01 50 .. 30
9 E-4 .. .. .. .. 01 50 .. 30
10 G-4 .. .. .. .. 01 40 .. 30
11 C-5 .. .. .. .. 01 40 .. 30
12 E-5 .. .. .. .. 01 30 .. 30
13 G-4 .. .. .. .. 01 30 .. 30
14 C-5 .. .. .. .. 01 20 .. 30
15 E-5 .. .. .. .. 01 20 .. 30

Тема написана. Чтобы она зазвучала, необходимо перейти в окно SEQUENCE EDITOR. Также как в предыдущем случае, жмем CTRL+ENTER и выбираем нужную машину, в данном случае PrimiFun. Теперь в возникшей колонке жмем клавишу 0, чтобы задать номер палитры для воспроизведения и все, можно запускать Play.

Мелодия есть. Как теперь добавить некоторые эффекты, чтобы сделать звучание приятнее и современнее? Снова переходим в окно генераторов (F3) и аналогично созданию PrimiFun, выбираем из списка генераторов эффектов "Jeskola NiNjA dElaY". Теперь отсоединяем PrimiFun от Master - на значке стрелочки щелкните правой кнопкой и выберите "Disconnect machines" - и соединяем PrimiFun с Ninja, затем также Ninja с Master. Готово. Теперь снова запустите вопроизведение и послушайте результат.

Чтобы еще лучше услышать работу Ninja, измените тему PrimiFun на следующую:

0 C-5 .. .. .. .. 01 10 .. 30
1 ... .. .. .. .. 01 10 .. 30
2 G-5 .. .. .. .. 01 20 .. 30
3 ... .. .. .. .. 01 20 .. 30
4 C-6 .. .. .. .. 01 30 .. 30
5 A#5 .. .. .. .. 01 30 .. 30
6 ... .. .. .. .. 01 40 .. 30
7 D#6 .. .. .. .. 01 40 .. 30
8 ... .. .. .. .. 01 50 .. 30
9 C-6 .. .. .. .. 01 50 .. 30
10 ... .. .. .. .. 01 40 .. 30
11 F-5 .. .. .. .. 01 40 .. 30
12 G-5 .. .. .. .. 01 30 .. 30
13 ... .. .. .. .. 01 30 .. 30
14 A#5 .. .. .. .. 01 20 .. 30
15 D#5 .. .. .. .. 01 20 .. 30

(Подсказка: ненужные ноты удаляются кнопкой ".", как в Impulse tracker)

Такими же способами можно добавить новые генераторы, установить различные эффекты как глобально, так и для отдельного генератора. Посидев с полчаса над этой мелодией можно вполне сносно научиться управляться с трекером, чтобы в дальнейшем работать с ним самостоятельно. Надеюсь, этот текст поможет вам.

 

 

на начало...



Hosted by uCoz